Vixen GT 1964 – вдохновитель Ford GT40

Дата Июль 23, 2017
АВТОР Сергей Клюшниченко
496734_original.jpg

Когда это спортивное купе оливкового цвета появилось на смотре классических автомобилей в Антверпене в 2015 году, знатоки истории автомобилестроения судорожно искали в своих головах ответ на единственный вопрос: что это за машина? Это оказался построенный в единственном экземпляре в начале 1960-х годов Vixen GT, и восстановленный энтузиастом Дидье Ван Дер Линденом (Didier van der Linden) из состояния полного запустения с помощью создателя Vixen –британского гонщика и инженера Яна Стронака (Ian Stronach – за правильность произношения имен не ручаюсь). Ходят слухи, что именно Vixen GT вдохновил инженеров при создании легендарного GT40…

16579734729_13c4ee70bc.jpg

Ян Стронак был заметной фигурой британского автоспорта 1960-х, 1970-х годов. К сожалению, он оказался из тех гонщиков, которые за всю карьеру так и не достигли значительных успехов. Гоняясь в различных формульных сериях, Стронак завоевал одну или две победы и был более известен как инженер. В начале 1960-х годов он решил строить собственный автомобиль. Концепция предполагала, что это будет легкое, быстрое, среднемоторное купе, на котором можно не только участвовать в гонках, но и передвигаться по дорогам общего пользования.

Rx6njdy6RNC3WWtMU7SXfw.jpg

В основу Vixen GT легла стальная трубчатая рама. Кузовные панели вручную выколачивались из алюминия и скреплялись заклепками. Создавая автомобиль с нуля, Стронак потратил более 2 лет. Некоторые журналисты отмечают, что вероятно Vixen GT первый автомобиль в мире со встроенным спойлером. Кузов был полностью самостийным, а агрегаты заимствовались у серийных автомобилей, например подвеска от Triumph, а коробка передач — Volkswagen. В качестве силового агрегата первоначально планировалось использовать 3,5-литровый V8 GeneralMotors, однако найти искомый двигатель не удалось и пришлось брать, что было под рукой – четырехцилиндровый Ford Kent 1600 с нагнетателем, выдававший 160 л.с. В 1964 году Vixen GT в ярко красном цвете показал на испытаниях максимальную скорость около 120 миль в час (более 190 км в час).
497834_original.jpg

С Vixen GT связана и интересная история, немного смахивающая на байку. Мистер Стронак однажды отправился на автомобиле к своему приятелю, работавшему механиком в компании Lola. В тоже время там присутствовал владелец и ведущий конструктор Lola Cars Эрик Бродли, проявивший огромный интерес к купе Стронака и изучавший его больше часа. После этого Lola представила MkVI – автомобиль подозрительно похожий на Vixen GT. Lola MKVI в свою очередь использовалась в качестве основы для знаменитого проекта GT40 от Ford, для проектирования которого Генри Форд II пригласил именно Эрика Бродли. Если это правдивая история, она делает VixenGT по настоящему легендарным автомобилем.
499237_original.jpg

По каким то причинам Ян Стронак вскоре расстался со своим детищем и Vixen GT ходил по рукам долгие годы. Среди его владельцев были и известные в автоспортивном мире Великобритании люди, и французский гонщик, и неизвестные любители спортивных автомобилей. Автомобиль переехал в континентальную Европу. На лобовом стекле сохранилась наклейка из 1970-х годов для доступа в паддок автодрома Зандворт в Голландии.

498292_original.jpg498493_original.jpg

Нынешний владелец Дидье Ван Дер Линден нашел Vixen GT в 2012 году на ферме в Страсбурге, когда искал для себя автомобиль с алюминиевым кузовом под реставрационный проект (хотел в числе прочего освоить работы с алюминием). В объявлении в интернете автомобиль значился как «Prototype, 1964» и продавец не знал, чем владеет. Автомобиль пребывал в плачевном состоянии: кузов был сильно поврежден, стояли непонятные колеса, двигатель отсутствовал, салон был полон песка. Многие детали были демонтированы и сложены в сумки. Тем не менее, необычный вид автомобиля заставил Дидье его купить. Только через год была восстановлена история автомобиля и Дидье узнал, что за сокровище он купил.

1964-Vixen-GT-4.jpg

Начав реставрацию Дидье столкнулся со сложной задачей – кузовом ручной работы. По счастью нашелся человек, оказавший неоценимую помощь в работах — сам создатель Vixen Ян Стронак. Будучи уже в возрасте за 80 лет, он все еще питал страсть к автомобилям и проявил большой интерес к проекту. Стронак выполнил ряд технических рисунков, чтобы показать каким он намеревался построить автомобиль. Восстановление кузова оказалось той еще головоломкой. Только нос и крыша остались от оригинала, остальные детали изготовлялись заново на основе советов Стронака, рисунков и старых фотографий.
Восстановленный Vixen GT практически полностью копирует оригинал. На лобовом стекле сохранена наклейка из Зандворта, остальные стекла заново изготовлены из оргстекла. Панель крыши и жалюзи задней панели между выхлопными трубами выполнены съемными. Задние фонари от Ford Cortina MkI оживляют корму. Только цвет отличен от оригинала. Воскресший автомобиль окрашен в Oliva Verde – цвет, используемый Alfa Romeo в 1950-х годах.

16578301948_15e9e3af08_b.jpg

Благодаря многим часам кропотливого труда Дидье довел до ума идею Стронака. Визуально он идентичен оригиналу, но технически это гораздо более продвинутый, быстрый и безопасный автомобиль. В первую очередь потому, что задуманный V8 наконец-то занял свое место. Четырехлитровый двигатель Buick с карбюраторами Weber, после некоторых доработок и настройки, выдает 280 л.с. (весит автомобиль с учетом технических жидкостей 880 кг.). Подвеска модернизирована и усилена, амортизаторы Bilstein специально разработаны для Vixen. Дисковые тормоза Austin-Healey установлены и спереди, и сзади. Коробка передач VW заменена на 5-ти ступенчатую от Renault 21 Turbo.

498085_original.jpg

Согласно расчетам VixenGTдолжен достичь 280 км/ч (фактически автомобиль разгоняли до чуть меньшей скорости), идея разогнать маленький автомобиль до 300 км/ч выглядит далеко не абсурдно. Принимая во внимание то, что Дидье еще работает над подвеской и имеются проблемы с охлаждением передних тормозов, журналисты, опробовавшие купе, отмечают отличную динамику и управляемость, благодаря малой массе, хорошему распределению веса и грамотной аэродинамике. Повадками Vixen напомнил LotusElise.
Сегодня VixenGTсуществует в единственном экземпляре, но это продлится не долго. Ян Стронак первоначально планировал построить 3 автомобиля и даже закончил работы над трубчатыми шасси для двух других купе. Оригинальные шасси теперь принадлежат Дидье и он намерен построить оба автомобиля.

Ян Стронак и Vixen GT в процессе постройки:

ef1eae9s-480.jpg


Lola MkVI GT 1963–1964:

9f1eae9s-480.jpg609eae9s-480.jpgdf1eae9s-480.jpg

Ford GT40 Concept 1964:

909eae9s-480.jpg